Денис Колисниченко Ubuntu 10. Краткое руководство пользователя
  • Register

22.2. Автоматизация задач с помощью bash

22.2. Автоматизация задач с помощью bash

Представим, что нам нужно выполнить резервное копирование всех важных файлов, для чего создать архивы каталогов /etc, /home и /usr. Понятно, что понадобятся три команды вида:

tar — cvjf имя_архива. tar.bz2 каталог

Затем требуется записать все эти три файла на DVD с помощью любой программы для прожига DVD.

Если выполнять данную операцию раз в месяц (или хотя бы раз в неделю), то особого труда это не составит. Но представьте, что вам нужно делать это каждый день или даже несколько раз в день? Думаю, такая рутинная работа вам быстро надоест. А ведь можно написать сценарий, который сам будет создавать резервные копии и записывать их на DVD! Все, что от вас потребуется, — это вставить чистый DVD перед запуском сценария.

Можно пойти и иным путем. Написать сценарий, который будет делать резервные копии системных каталогов и записывать их на другой раздел жесткого диска. Ведь не секрет, что резервные копии делаются не только на случай сбоя системы, но и для защиты от некорректного изменения данных пользователем. Помню, как-то я удалил важную тему форума и попросил своего хостинг-провайдера сделать откат. Я был приятно удивлен, когда мне предоставили на выбор три резервные копии — осталось лишь выбрать наиболее подходящую. Не думаете же вы, что администраторы провайдера только и занимались тем, что три раза в день копировали домашние каталоги пользователей? Поэтому автоматизация — штука полезная, и любому администратору нужно знать, как автоматизировать свою рутинную работу.

22.3. Привет, мир!

По традиции напишем первый сценарий, выводящий всем известную фразу: «Привет, мир!» (Hello world!). Вся работа со сценариями выполняется обычно в консоли (или в терминале), но для редактирования сценариев вы можете использовать любимый графический редактор, например, kedit (листинг 22.2).

Листинг 22.2. Первый сценарий

#!/bin/bash

echo «Привет, мир!»

Первая строка нашего сценария — это указание, что он должен быть обработан программой /bin/bash. Обратите внимание — если между # и ! окажется пробел, то данная директива не сработает, поскольку будет воспринята как обычный комментарий. Комментарии начинаются, как вы уже догадались, с решетки:

# Комментарий

Вторая строка — это оператор echo, выводящий нашу строку. Сохраните сценарий под именем hello и введите команду:

$ chmod +x hello

Для запуска сценария введите команду:

./hello

На экране вы увидите строку:

Привет, мир!

Чтобы вводить для запуска сценария просто hello (без ./), сценарий нужно скопировать в каталог /usr/bin (точнее, в любой каталог из переменной окружения PATH):

# cp./hello /usr/bin

22.4. Использование переменных в собственных сценариях

В любом серьезном сценарии вы не обойдетесь без использования переменных. Переменные можно объявлять в любом месте сценария, но до места их первого применения. Рекомендуется объявлять переменные в самом начале сценария, чтобы потом не искать, где вы объявили ту или иную переменную.

Для объявления переменной используется следующая конструкция:

переменная=значение

Пример объявления переменной:

ADDRESS=www.dkws.org.ua

echo $ADDRESS

Обратите внимание на следующие моменты:

? при объявлении переменной знак доллара не ставится, но он обязателен при использовании переменной;

? при объявлении переменной не должно быть пробелов до и после знака =.

Значение для переменной указывать вручную не обязательно — его можно прочитать с клавиатуры:

read ADDRESS

или со стандартного вывода программы:

ADDRESS=’hostname’

Чтение значения переменной с клавиатуры осуществляется с помощью инструкции read. При этом указывать символ доллара не нужно. Вторая команда устанавливает в качестве значения переменной ADDRESS вывод команды hostname.

В Linux часто используются переменные окружения. Это специальные переменные, содержащие служебные данные. Вот примеры некоторых часто используемых переменных окружения:

? HOME — домашний каталог пользователя, который запустил сценарий;

? RANDOM — случайное число в диапазоне от 0 до 32 767;

? UID — ID пользователя, который запустил сценарий;

? PWD — текущий каталог.

Для установки собственной переменной окружения используется команда export:

# присваиваем переменной значение

$ADDRESS=www.dkws.org.ua

# экспортируем переменную — делаем ее переменной окружения

# после этого переменная ADDRESS будет доступна в других сценариях export $ADDRESS

22.5. Передача параметров сценарию

Очень часто сценариям нужно передавать различные параметры, например, режим работы или имя файла/каталога. Для передачи параметров используются следующие специальные переменные:

? $0 — содержит имя сценария;

? $n — содержит значение параметра (n — номер параметра);

? $# — позволяет узнать количество параметров, которые были переданы.

Рассмотрим небольшой пример обработки параметров сценария. Я понимаю, что конструкцию case-esac мы еще не рассматривали, но общий принцип должен быть понятен (листинг 22.3).

22.2. Автоматизация задач с помощью bash

Думаю, приведенных комментариев достаточно, поэтому подробно рассматривать работу сценария из листинга 22.2 не будем.

22.6. Массивы и bash

Интерпретатор bash позволяет использовать массивы. Массивы объявляются подобно переменным. Вот пример объявления массива:

ARRAY =1

ARRAY =2

echo $ARRAY

22.7. Циклы

Как и в любом языке программирования, в bash можно использовать циклы. Мы рассмотрим циклы for и while, хотя вообще в bash доступны также циклы until и select, но они применяются довольно редко.

Синтаксис цикла for выглядит так:

for переменная in список do

команды

done

В цикле при каждой итерации переменной будет присвоен очередной элемент списка, над которым будут выполнены указанные команды. Чтобы было понятнее, рассмотрим небольшой пример:

for n in 1 2 3;

do

echo $n;

done

Обратите внимание — список значений и список команд должны заканчиваться точкой с запятой.

Как и следовало ожидать, наш сценарий выведет на экран следующее:

1

2

3

Синтаксис цикла while выглядит немного иначе:

while условие

do

команды

done

Цикл while выполняется до тех пор, пока истинно заданное условие. Подробно об условиях мы поговорим в следующем разделе, а сейчас напишем аналог предыдущего цикла, то есть нам нужно вывести 1, 2 и 3, но с помощью while, а не for:

n=1

while

do

echo «$n»

n=$(($n+1));

done

22.8. Условные операторы

В bash доступны два условных оператора — if и case. Синтаксис оператора if следующий:

22.2. Автоматизация задач с помощью bash

Оператор if в bash работает аналогично оператору if в других языках программирования. Если истинно первое условие, то выполняется первый список команд, иначе — проверяется второе условие и т. д. Количество блоков elif, понятно, не ограничено.

Самая ответственная задача — это правильно составить условие. Условия записываются в квадратных скобках. Вот пример записи условий:

# переменная N = 10

# переменная N не равна 10

Операции сравнения указываются не с помощью привычных знаков > или <, а с помощью следующих выражений:

? — lt — меньше;

? — gt — больше;

? — le — меньше или равно;

? — ge — больше или равно;

? — eq — равно (используется вместо ==).

Применять данные выражения нужно следующим образом:

Например:

# N меньше 10

# N меньше A

В квадратных скобках вы также можете задать выражения для проверки существования файла и каталога:

? — e файл — условие истинно, если файл существует;

? — d каталог — условие истинно, если каталог существует;

? — x файл — условие истинно, если файл является исполнимым.

С оператором case мы уже немного знакомы, но сейчас рассмотрим его синтаксис подробнее:

case переменная in

значение_1) команды_1;;

значение_^ команды_N;;

*) команды_по_умолчанию;;

esac

Значение указанной переменной по очереди сравнивается с приведенными значениями (значение_1…, значение_N). Если есть совпадение, то будут выполнены команды, соответствующие значению. Если совпадений нет, то будут выполнены команды по умолчанию. Пример использования case был приведен в листинге 22.3.

Форма входа

http://www.stroim-2014.ru/

Советы